Что знает о нас Facebook?

Автор: | 27 августа, 2019

Социологи Facebook изучают поведение пользователей — их находки помогут компании заработать на этом или как минимум улучшить сервисы соц. сети. Впрочем, владея этими данными, можно косвенно влиять на устои общества, как в глобальном масштабе, так и локально. (Впору вспомнить про информационные войны).

Cameron Marlow называет себя «in-house sociologist» — он и его команда анализируют персональные данные пользователей Facebook.

Если бы Facebook был страной — то третьей в мире по населению (900 миллионов пользователей и Марк Цукерберг во главе). Социальная сеть превосходит любые режимы прошлого по тому, как тщательно сохраняются слепки жизней пользователей. Личные разговоры, семейные фотографии, путешествия, рождение детей, свадьбы, смерти — всё это «оседает» на серверах компании-гиганта. Скорее всего, и ваше личное там тоже хранится.

Не смотря на то, что Facebook стал частью современной жизни, ничего ультрасовременного не сделано с пользовательскими данными. Учитывая, что компания стала публичной, есть необходимость искать новые источники прибыли и, скорее всего, рано или поздно «найдется» этот «золотой запас данных». Почти у всех есть ощущение, что этот беспрецедентный ресурс даст что-то значимое на выходе, но сложно представить, что конкретно. По крайней мере, их исследования будут полезны всем, кто задействован в электронной коммерции. 

Итак, главному социологу — 35 лет, еще недавно Кэмерон сидел рядом с Цукербергом. С джинсами он носит рубашку, а не толстовку или футболку, как все остальные в компании, и вообще напоминает скорее молодого профессора, нежели студента. Его отдел называется Data Science Team и в него входят 12 исследователей. Правда, уже в этом году отдел расширится еще на столько же «боевых единиц». Специалисты разбираются в математике, программировании и социальных науках. Их работа может не только озолотить любимую компанию, но и обновить наши знания о человеческом поведении и взаимоотношениях. Все остальные сотрудники Facebook имеют ограниченный доступ к личным данным пользователей.

В 2001 году Марлоу создал исследовательский проект Blogdex, где парсил вирусный контент из блогов. Его сайт стал прообразом контент-аггрегаторов Dig и Reddit. Но целью не было собрать всё самое популярное в интернете, Кэмерон изучал, как социальные связи формируют сеть, как и почему некоторые идеи быстро распространяются. Позже Марлоу прошел двухгодичную стажировку в исследовательской лаборатории Yahoo. В 2007-м он начал работать в Facebook, где, конечно, самая большая база пользовательских данных. Можно сказать, ребята владеют супермощным микроскопом для наблюдения человеческих отношений. Команда Марлоу работает совместно с менеджерами, например, они наблюдают, как быстро пользователи осваивают новые функции. Они же анализируют и связи между людьми — в результате мы видим тех, кого, вероятно, знаем, но не добавляем в друзья. Люди, с которыми мы контактируем меньше всего, становятся почти невидимыми — Facebook прячет их обновления. Работы очень много и эти ребята меньше всего напоминают студентов. Компании всего восемь лет, а она уже вооружилась сильнейшей академической базой для анализа данных. Впрочем, цели Facebook в этом отношении сходятся с целями социологов — есть много вопросов, на которые все еще нет ответов.

Eytan Bakshy изучает, как циркулируют ссылки по социальной сети.